Можно ли жить счастливо в одиночестве
Человек проходит через странную эпоху, к условиям которой мозг был вообще не готов.
Ежедневно на каждого выливают тонны информации, и мы потребляем их, не задумываясь, не в силах остановиться. Тысячелетия еда была в дефиците, поэтому сейчас мы любим фастфуд и не можем отказаться от очередного пирожного. Коллектив представлял непревзойдённую ценность и был гарантом выживания, так что теперь мы зависим от лайков и сплетен.
Кажется, что человек современности обманул свою природу, но это не более чем самоуверенная бравада. Мы остаёмся теми же животными, что и тысячелетия назад. И это заставляет нас сталкиваться с теми же проблемами.
Автономная жизнь с минимальным количеством контактов — голубая мечта и цель жизни для одних, «40 кошек» и «стакан воды на старости лет некому подать» для других.
Проблема в том, что люди перестали понимать точно, что такое «одиночество». По-настоящему одинок был Робинзон Крузо. А нам на деле не хватает не столько социальных контактов, сколько их глубины и качества.
Английский антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар провёл исследование около 50 видов приматов и выявил корреляцию между социальностью и объёмом неокортекса, новой коры полушарий мозга. Связь очевидная и прямая: чем больше коллектив, тем больше мозг.
Условная стая человека включает около 100-230 особей. Средние значения составляют:
5 самых близких индивидов, от которых мы ожидаем реальной помощи;
15 друзей, на чью поддержку рассчитываем;
50 приятелей, обычно коллеги по работе и интересам;
150 знакомых, чьи лица мы распознаём.
Достижение каждой ступени требует времени, усилий, реального общения. Самые высокие — сотен, даже тысяч часов. Тогда в мозге формируются комплексы нейронных связей, буквально отвечающие за образ человека. А сколько времени вы уделяете на контакт с близкими, встречи и совместное времяпрепровождение?
Одиночество особенно остро ощущается в момент разрыва. Это явление во многом напоминает так называемые фантомные боли. Допустим, человек лишился части своего тела. Однако в мозге остаётся её нейронное представительство.
Не получая стимуляции, сигналов из утраченного участка, и в то же время часто сталкиваясь с ситуациями, где по привычке возникает желание воспользоваться привычным алгоритмом, клетки реагируют соответственно. То же происходит и после расставания: в жизни человека больше нет, но он по прежнему есть в голове — причём буквально.
Отвечая на главный вопрос статьи: человеку нужен человек. Так устроен мозг, что социальные связи, одобрение и уважение, желание восхищаться и восхищать других встроены в нашу прошивку по умолчанию. Надо только сместить акцент с количества контактов на их качество и глубину.
Статьи по теме