Когда вам говорят не думать о розовом фламинго, он сразу же заполоняет все ваши мысли...
И это пустяки в сравнении с проблемами, которые нам доставляет когнитивное искажение «эффект якоря». Из-за него люди оказываются слишком сильно зависимы от недавно полученной информации (якоря) при принятии решений.
Вот несколько примеров:
- Если люди привыкли покупать товары в одном магазине, то продукты в другом магазине уже кажутся менее хорошими, даже если это не так.
- Если человек связывает определенный бренд и цену с высоким качеством, то к более дешевым товарам он заранее будет настроен негативно.
- Высокие ожидания от отношений (например, «мы должны проводить всё свободное вместе») могут приводить к их оценке по этому «стандарту», а после — к обидам и конфликтам.
Эффект якоря влияет и на жизнь в целом, предположим, на оценку достижений. Если мы установили для себя некий эталон успеха, то будем стремиться его достичь, даже если он не соответствует нашим реальным потребностям и желаниям
Чтобы избежать негативных последствий этой ловушки мышления нужно оценивать каждую ситуацию независимо и принимать решения на основе реальной информации. А ещё лучше — научиться использовать подобные ошибки мозга в свою пользу.
Есть догадки, как это возможно? https://t.me/myshlenie_kurpatov
Статьи по теме